Устройство трансформатора и автотрансформатора
Практическая электротехника - Устройство электроизмерительных приборов и машин |
Трансформатор — это статический электромагнитный аппарат, предназначенный для преобразования (понижения или повышения) напряжения в сетях переменного тока.
Первый в мире трансформатор был создан русским инженером П. Н. Яблочковым, который в 1876 г. высказал идею о возможности трансформации переменного тока, а в 1885 г. предложил передавать электроэнергию на значительные расстояния, используя для этой цели высокое напряжение переменного тока.
В простейшем виде трансформатор представляет собой устройство, в котором на сердечник С, собранный из пластин электротехнической стали, намотаны две обмотки (рис. 8.7). Одна из них — первичная I — подключена к источнику энергии, к другой — вторичной II — присоединен потребитель — нагрузка Н.
Ток, протекающий в первичной обмотке от источника энергии, создает в сердечнике переменный магнитный поток Ф, индуктирующий во вторичной обмотке электродвижущую силу. Для.любого трансформатора отношение напряжений первичной С/, и вторичной 02 обмоток при холостом ходе приблизительно равно отношению чисел их витков:
где W1 и W2 - соответственно число витков первичной и вторичной обмоток.
Отношение (8.1) принято называть коэффициентом трансформации.
Если напряжение вторичной обмотки больше, чем подведенное к первичной, то трансформатор называют повышающим; в противном случае, когда вторичное напряжение меньше первичного, — понижающим. Один и тот же трансформатор можно использовать в качестве понижающего и повышающего. Значение коэффициента трансформации,. указанное в паспорте трансформатора, определено как отношение высшего напряжения к низшему.
Мощности в первичной и во вторичной обмотках примерно равны между собой. Таким образом, для однофазного трансформатора
P = U1 I1 ≈ U2 I2,
где I1 и I2 - соответственно ток в первичной и вторичной обмотках.
Тогда коэффициент трансформации
Следовательно, токи в обмотках трансформатора обратно пропорциональны напряжениям, а значит, и числам витков. Поэтому обмотку высшего напряжения всегда делают из большего числа витков провода меньшего сечения, тогда как обмотку низшего напряжения выполняют из меньшего числа витков провода большего сечения.
По числу фаз трансформаторы разделяют на однофазные и трехфазные. По назначению различают силовые (предназначены для передачи и распределения электрической энергии) и специальные (сварочные, измерительные, печные, испытательные, инструментальные и др.) трансформаторы. К группе специальных трансформаторов может быть отнесен и автотрансформатор.
По способу охлаждения классификация такова: трансформаторы с воздушным, масляным, а также с масляным и принудительным воздушным охлаждением.
Сердечники и ярма трансформаторов набирают из отдельных листов специальной электротехнической стали, хорошо проводящей магнитные потоки. Листы стали изолируют друг от друга. Это уменьшает вихревые токи в сердечнике, снижает тепловые потери энергии в нем, а вследствие этого увеличивается коэффициент полезного действия трансформатора.
Для трансформирования трехфазного тока можно использовать групу, составленную из трех однофазных трансформаторов (рис. 8.8, а), ли один трехфазный трансформатор (рис. 8.8, б). Трехфазная группа Ьднофазных трансформаторов имеет ряд существенных недостатков: громоздкость, большая масса, высокая стоимость. Поэтому такой способ трансформации применяют только при очень больших мощностях (свыше 10 тыс. кВ•А), когда конструкция трехфазного трансформатора получается излишне громоздкой.
Сердечник трехфазного трансформатора состоит из трех вертикальных стержней, которые по концам замкнуты стальными ярмами. На каждом из сердечников помещают первичную и вторичную обмотки одной из трех фаз. Общий вид трехфазного силового трансформатора приведен на рисунке 8.9.
Автотрансформатором называют такой трансформатор, в котором первичная и вторичная обмотки объединены в общую электрическую цепь. Следовательно, число обмоток автотрансформатора вдвое меньше, чем число обмоток трансформатора; в однофазном автотрансформаторе — одна, а в трехфазном — три (на каждую фазу по одной). Таким образом добиваются уменьшения массы, размеров и стоимости автотрансформатора.
На рисунке 8.10 приведены схемы однофазного (а) и трехфазного (б), автотрансформаторов. Подобную схему имеет например, вольтодобавочный автотрансформатор ЛТМ (400 кВ•А, 10 кВ и 630 кВ • А, 35 кВ) с шестью ступенями переключения напряжения, причем каждая ступень изменяет напряжение на 2,5%. Если автотрансформатор по схеме а понижающий, то первичную обмотку образуют все витки, к которым подведено напряжение U, сети. При этом каждый виток окажется под напряжением
Рис. 8.9. Эскиз трехфазного силового трансформатора мощностью до 100 кВ А и напряжением 10/0,4 кВ: 1 — болт заземления; 2 — пробка для спуска масла из бака; . 3 — пробка для спуска масла из расширителя; 4 — указатель уровня масла; 5 — ртутный термометр; 6 — скоба для подъема трансформатора; 7 — бак; 8 — трубы для охлаждения масла; 9 — отверстие для доливки масла; 10 — переключатель числа витков ВН; 11 —кольцо для подъема выемной части; 12 — отверстие для взятия пробы масла.
Таким образом, при холостом ходе, когда потери напряжения на) обмотках ничтожны, справедливо соотношение
Значит, напряжение, снимаемое с автотрансформатора, есть доля первичного сетевого напряжения.
В режиме нагрузки ток вторичной обмотки по правилу Ленца ослабляет своим магнитным потоком магнитный поток первичной обмотки. Поэтому ток I2 направлен противоположно току и в общей части обмоток он равен разности токов I1 —I2. Такое же противоположное направление имеют токи в обычном трансформаторе. Соотношение между токами, как отмечалось выше,
Поэтому общую часть обмотки автотрансформатора можно изготовить из провода меньшего сечения (когда коэффициент трансформации к < 2).
Основное преимущество автотрансформаторов перед трансформаторами — меньший расход меди и стали. Уменьшаются также тепловые потери в железе и меди. Однако автотрансформаторам свойственны и существенные недостатки. Изоляция их рассчитывается на наибольшее напряжение, так как обмотки соединены между собой, и поэтому стоимость ее высока. Выполнение условий безопасности усложняется, ибо если первичное напряжение высокое, то витки вторичной обмотки будут находиться под высоким потенциалом. Поэтому автотрансформаторы применяют, например, в тех случаях, когда необходимо преобразовать напряжение в небольших пределах. При высоких напряжениях автотрансформаторы выгоднее использовать там, где требуется изменять напряжение в 1,5... 2 раза, а при низких — не более чем в 3 раза. Лабораторные автотрансформаторы (ЛАТР) применяют в лабораторной практике для плавного регулирования напряжения U2 от 0 до 250 В (рис. 8.10, в).
Трехфазные автотрансформаторы (рис. 8.10, б) часто вводят в схемы пуска мощных двигателей переменного тока при пониженных токах. Сеть присоединяют к зажимам А, В, С, а двигатель в момент пуска — к зажимам а, Ь, с. После того как двигатель разовьет достаточную скорость вращения, его быстро переключают на сеть, а автотрансформатор отключают.
< Предыдущая | Следующая > |
---|
Похожие материалы: |
---|
Кстати, тоже интересно почитать:
- Устройство генераторов переменного тока с постоянными магнитами
- Компаундирование возбуждения синхронных генераторов
- Номенклатура трансформаторов
- Номинальная мощность трансформатора
- Номинальные первичное и вторичное напряжения
- Опыты холостого хода и короткого замыкания
- Коэффициент полезного действия трансформатора
- Параллельная работа трансформаторов
- Электрические счетчики и их включение
- Расширение пределов измерения счетчиков
- Измерительные трансформаторы
- Трансформаторные подстанции напряжением 10/0,4; 35/10 и 35/6 KB
- Закрытые высоковольтные распределительные устройства напряжением 6 и 10 KB